МБДОУ Детский сад №4 "Ласточка"; г. Гуково
|
Консультация для родителей " Опасности большого города и агрессивные дети"КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОПАСНОСТИ БОЛЬШОГО ГОРОДА И АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ» Рост агрессивных проявлений жителей нашей страны имеет различные источники. К ним относят: падение промышленного производсва, высокий уровень криминализации экономики и культуры, алкоголизация и наркотизация населения, разжигание национальной розни, расширение влияния деструктивных культов. Дети с повышенным уровнем агрессивности стали обыденной частью нашей жизни, особенно городской. Горoд изначально выполнял функции физической и психологической защиты человека, и свое жилище он обустраивал в соответствии с культурно- географической моделью мироздания. Этимология слова «город» близко к значению «огород», ограждение с целью защиты от внешних напастей. К настоящему времени функции города, как среды обитания человека почти утрачены. Вместо этого современный город превратился в источник физических и психологических опасностей. Об этом свидетельствуют данные проведенного нами опроса среди старших школьников и студентов, которые в скором будущем станут родителями дошкольников и передадут им свое мировосприятие. Находящиеся на границе детства и взрослости 202 молодых человека ответили на вопрос: «Какие реальные опасности таит для меня город, в котором я живу?» С одной стороны, по их мнению, агрессивность исходила от внешней городской среды, с другой - агрессивный характер носило повседневное общение. Они назвали четыре группы опасностей, исходящих от многомиллионного города. Первые две группы опасностей связаны с угрозой агрессии со стороны города: преступность, терроризм, доступность наркотиков, неблагоприятная экология, состояние коммуникационных систем, транспортный травматизм. Опасным им казалось большое количество на улицах цыган, кавказцев, неформалов-нацистов, бомжей, попрошаек, пьяных, бродячих собак. Число указаний на такие опасности города составило более 80%. Третью группу (около 10%) составили те опасности, которые, по мнению молодежи, шли от попустительства государственной власти. Именно с этим они связывали антисанитарию и угрозу отравления пищевыми продуктами, низкий профессионализм тех, от кого зависит жизнь, общее и психологическое здоровье - врачей, пожарных, милиционеров, педагогов. Четвертую группу (6,5%) составили субъективные психологические опасности - одиночество, самоуничижение и аутоагрессия, отчаяние, бесперспективность, неуверенность в завтрашнем дне, нереализованность. Оттенок агрессивности межличностным взаимоотношениям молодых людей придавали «подлость и алчность», «незаслуженные оскорбления», «грубость и эгоизм молодых и пожилых», «несправедливость», «ограничение свободы более слабого более сильным», «невоспитанность, невежество». Реагирование на агрессию со стороны живого и неживого города у молодых людей было двояким и носило характер либо агрессии по отношению к себе, либо по отношению к другим. Одни опрошенные свои острые эмоциональные переживания описывали как «болезнь нервов», «депрессивное состояние», с которым «можно не справиться и спрыгнуть с крыши при большом горе». В любом случае они отмечали «опасность стресса в общении с людьми» из-за «перенаселения» и усматривали для себя в этом «опасность за психическое здоровье». Другие испытывали раздражение и гнев при столкновении со «скоплением народа с его проблемами» или «безразличием людей к чужим бедам». Таким образом, социально-психологический фон жизни многомиллионного города определяет выбор типа коммуникативного взаимодействия - агрессивного, защитного или толерантного. Исходя из этого делается выбор социализации по типу «хулигана», «премудрого пескаря», «справедливого мудреца». Социальное общение по мере взросления носит все более обезличенный характер, и одновременно с указанием на субъективные психологические опасности отмечается невозможность с ними справиться собственными силами. В этой ситуации возрастает роль и значение ранней воспитательной работы с проявлениями агрессивности у дошкольников. В ДОУ № 372 г. Волгограда была проведена работа по коммуникативной реабилитации агрессивных детей. Целью реализации программы - оказание помощи ребенку с агрессивным поведением в преодолении трудностей в общении со сверстниками и близкими взрослыми. Итоговым результатом осуществления развивающих занятий по программе становится умение ребенка справляться с эмоциональным состоянием, ладить и сотрудничать с окружающими. В ходе проведения развивающих занятий решаются следующие задачи: ·выявляются причины и факторы, провоцирующие агрессивное поведение детей; ·создается гуманистическая образовательная среда, привлекательная для ребенка, побуждающая его переносить положительный опыт взаимодействия с другими из игры в реальную жизнь; ·обсуждаются варианты преодоления агрессивных побуждений и осваиваются основы саморегуляции. Игровые развивающие занятия выстроены в логике перевода непредсказуемой агрессивности ребенка - через состязательную активность со сверстниками - в управление своим эмоциональным состоянием. Занятия предназначены для детей с выраженной агрессивностью, препятствующей поддержанию благоприятного климата развития для других детей. Содержание программы составили девять занятий, объединенных в три блока. Первый блок занятий состоит из упражнений и заданий, исключающих повод для проявления агрессивности. Их выбор обусловлен основной направленностью этой группы занятий - осознанием преимуществ общих созидающих действий перед индивидуальными разрушительными. В ходе занятий создаются условия для объединения усилий всех участников по достижению общей цели (упражнение «Путаница,»), соблюдения строгой очередности в осуществлении командования и подчинения («Заколдованный ребенок»), тренировки мимики, жестов, походки в передаче эмоций («Смотрите, кто пришел!»). Второй блок групповых развивающих занятий содержит игровой материал соревновательного характера («Бой петухов», «Попади в кеглю», «Турнир», «Взятие крепости»). При этом вводятся и поддерживаются правила культурного словесного выражения недовольства, обиды, опасения, печали, пренебрежения, злорадства и других, непременно сопровождающих состязательные игры. При благоприятных условиях проводятся упражнения для вывода физической агрессии («Кричалки», «Щит и меч», «Минута шалости», «Мяч на резинке»). Здесь же большое место занимают задания на развитие саморегуляции и снятие напряжения («Каждый спит», «Кот греется на солнышке»). Третий блок занятий служит закреплению у детей опыта «совладания» с агрессивными проявлениями. На этом этапе реализации программы большое место занимают этюды на выражение и распознание различных чувств («Король Боровик не в духе», «Сердитый дедушка», «Провинившийся», «Баба Яга»). Уместными здесь будут спортивные игры и задания, а также упражнения на тренировку произвольности («День-ночь», «Море волнуется»). Программа коммуникативной реабилитации агрессивных детей может проводиться как с несколькими агрессивными детьми отдельно, так и со всеми детьми детсадовской группы. Для работы по этой программе важно подобрать специалиста, осведомленного в проблемах детской и социальной психологии. Его личностные и коммуникативные характеристики должны служить поддержанию общего благоприятного настроя на занятиях.
Подготовил воспитатель Шешнина И.В. Используемая литература: Журнал «Управление ДОУ»
.
20 марта 2013 в 11:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.