МБДОУ Детский сад №4 "Ласточка"; г. Гуково

Консультация для родителей " Опасности большого города и агрессивные дети"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ОПАСНОСТИ  БОЛЬШОГО ГОРОДА И АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ»

Рост агрессивных проявлений жителей нашей страны имеет различные источники.

К ним  относят: падение промышленного производсва, высокий уровень криминализации экономики и культуры, алкоголизация и наркотизация населения, разжигание национальной розни, расширение влияния деструктивных культов. Дети с повышенным уровнем агрессивности стали обыденной частью нашей жизни, особенно городской.

Горoд изначально выполнял функции физической и психологической защиты человека, и свое жилище он обустраивал  в соответствии с культурно- географической моделью мироздания. Этимология слова «город» близко к значению «огород», ограждение с целью защиты от внешних напастей. К настоящему времени функции города,  как среды обитания человека почти утрачены. Вместо этого современный город превратился в и­сточник физических и психологич­еских опасностей.

Об этом свидетельствуют данные проведенного нами опроса среди старших школьников и студентов, которые в скором будущем станут родителями дошкольников и пере­дадут им свое мировосприятие. На­ходящиеся на границе детства и взрослости 202 молодых человека ответили на вопрос: «Какие реаль­ные опасности таит для меня город, в котором я живу?» С одной стороны, по их мнению, агрессивность ис­ходила от внешней городской среды, с другой - агрессивный характер носило повседневное общение. Они назвали четыре группы опасностей, исходящих от многомиллионного города.

Первые две группы опасностей связаны с угрозой агрессии со сто­роны города: преступность, терро­ризм, доступность наркотиков, неблагоприятная экология, состоя­ние коммуникационных систем, транспортный травматизм. Опас­ным им казалось большое количе­ство на улицах цыган, кавказцев, неформалов-нацистов, бомжей,  попро­шаек, пьяных, бродячих собак. Число указаний на такие опасности города составило более 80%.

Третью группу (около 10%) со­ставили те опасности, которые, по мнению молодежи, шли от попусти­тельства государственной власти. Именно с этим они связывали анти­санитарию и угрозу отравления пи­щевыми продуктами, низкий профес­сионализм тех, от кого зависит жизнь, общее и психологическое здоровье - врачей, пожарных, мили­ционеров, педагогов.

Четвертую группу (6,5%) соста­вили субъективные психологические опасности - одиночество, самоуни­чижение и аутоагрессия, отчаяние, бесперспективность, неуверенность в завтрашнем дне, нереализован­ность. Оттенок агрессивности меж­личностным взаимоотношениям мо­лодых людей придавали «подлость и алчность», «незаслуженные ос­корбления», «грубость и эгоизм мо­лодых и пожилых», «несправедли­вость», «ограничение свободы более слабого более сильным», «невоспи­танность, невежество».

Реагирование на агрессию со стороны живого и неживого города у молодых людей было двояким  и носило характер либо агрессии по отношению к себе, либо по отношению к другим. Одни опрошенные свои острые эмоциональные переживания описывали как «болезнь нервов», «депрессивное состояние», с которым «можно не справиться и спрыгнуть с крыши при большом горе». В любом случае они отмечали «опасность стресса в общении с людьми» из-за «перенаселения» и усматривали для себя в  этом «опасность   за психическое здоровье».

 Другие испытывали раз­дражение и гнев при столкновении со «скоплением народа с его про­блемами»  или «безразличием лю­дей к чужим бедам».

Таким образом, социально-психо­логический фон жизни многомилли­онного города определяет выбор типа коммуникативного взаимодей­ствия - агрессивного, защитного или толерантного. Исходя из этого делается выбор социализации по типу «хулигана», «премудрого песка­ря», «справедливого мудреца». Соци­альное общение по мере взросления носит все более обезличенный ха­рактер, и одновременно с указанием на субъективные психологические опасности отмечается невозмож­ность с ними справиться собствен­ными силами.

В этой ситуации возрастает роль и значение ранней воспитатель­ной работы с проявлениями агрес­сивности у дошкольников.  В ДОУ № 372 г. Волгограда была проведена работа по коммуникативной реабилитации агрессивных детей. Целью  реализации программы - оказа­ние помощи ребенку с агрессив­ным поведением в преодолении трудностей в общении со сверст­никами и близкими взрослыми. Итоговым результатом осуществ­ления развивающих занятий по программе становится умение ре­бенка справляться с эмоциональ­ным состоянием, ладить и сотруд­ничать с окружающими.

В ходе проведения развивающих занятий решаются следующие за­дачи:

·выявляются причины и факторы, провоцирующие агрессивное по­ведение детей;

·создается гуманистическая обра­зовательная среда, привлекатель­ная для ребенка, побуждающая его переносить положительный опыт взаимодействия с другими из игры в реальную жизнь;

·обсуждаются варианты преодоле­ния агрессивных побуждений и ос­ваиваются основы саморегуляции.

Игровые развивающие занятия выстроены в логике перевода не­предсказуемой агрессивности ре­бенка - через состязательную ак­тивность со сверстниками - в управление своим эмоциональным состоянием. Занятия предназначе­ны для детей с выраженной агрес­сивностью, препятствующей поддер­жанию благоприятного климата развития для других детей. Содер­жание программы составили девять занятий, объединенных в три блока.

Первый блок занятий состоит из упражнений и заданий, исключаю­щих повод для проявления агрессив­ности. Их выбор обусловлен основ­ной направленностью этой группы занятий - осознанием преиму­ществ общих созидающих действий перед индивидуальными разруши­тельными. В ходе занятий создают­ся условия для объединения усилий всех участников по достижению общей цели (упражнение «Путани­ца,»), соблюдения строгой очередно­сти в осуществлении командования и подчинения («Заколдованный ре­бенок»), тренировки мимики, жестов, походки в передаче эмоций («Смот­рите, кто пришел!»).

Второй  блок групповых разви­вающих занятий содержит игровой

материал соревновательного харак­тера («Бой петухов», «Попади в кеглю», «Турнир», «Взятие крепо­сти»). При этом вводятся и поддер­живаются правила культурного словесного выражения недоволь­ства, обиды, опасения, печали, пре­небрежения, злорадства и других, непременно сопровождающих со­стязательные игры. При благопри­ятных условиях проводятся упраж­нения для вывода физической аг­рессии («Кричалки», «Щит и меч», «Минута шалости», «Мяч на резин­ке»). Здесь же большое место зани­мают задания на развитие саморе­гуляции и снятие напряжения («Каждый спит», «Кот греется на солнышке»).

Третий блок занятий служит закреплению у детей опыта «совла­дания» с агрессивными проявления­ми. На этом этапе реализации про­граммы большое место занимают этюды на выражение и распознание различных чувств («Король Боро­вик не в духе», «Сердитый дедушка», «Провинившийся», «Баба Яга»). Уме­стными здесь будут спортивные игры и задания, а также упражне­ния на тренировку произвольности («День-ночь», «Море волнуется»).

Программа коммуникативной ре­абилитации агрессивных детей мо­жет проводиться как с нескольки­ми агрессивными детьми отдельно, так и со всеми детьми детсадов­ской группы. Для работы по этой программе важно подобрать специ­алиста, осведомленного в пробле­мах детской и социальной психоло­гии. Его личностные и коммуника­тивные характеристики должны служить поддержанию общего бла­гоприятного настроя на занятиях.

 

Подготовил воспитатель Шешнина И.В.

Используемая литература: Журнал «Управление ДОУ» 

 

 

 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 марта 2013 в 11:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.