МБДОУ Детский сад №4 "Ласточка"; г. Гуково

Консультация для родителей" Психологический портрет ребенка"

 Консультация для родителей «Психологический портрет ребенка»

 

Большие врожденные различия ребятишек требуют особого подхода к каждому. Однако знать, что они разные, недостаточно. Требуется определить и выразить различия, если уж не числом, то хотя бы качественно, словом. С тех пор как люди научились наблюдать и записывать,  существуют попытки выделять «черты и типы» людей. Человек столь сложен и многолик, а взгляды ученых столь различны, что общепри­нятой классификации так и не получилось. Невозмож­но втиснуть в схему все разнообразие проявлений личности, а что  считать важным, что второстепенным,  об этом у каждого ученого и наблюдателя свое мнение. ­Раз так, имеют ли смысл попытки классифицировать психику детей?  Пока они совсем малы, труд­но рассмотреть «тип» или «черты», с возрастом они  могут измениться по мере созревания потребностей и их реализации.

Все-таки больше пользы находить в психике ребен­ка характерные черты. Полезно уже знание этих черт, оно настраивает на изучение «объекта», без которого нет управления. Воспитание - это и есть управление развитием ребенка, чтобы переводить его из исходно­го состояния в желаемое. Ученые-психологи не расходятся в одном, что су­ществуют врожденные черты личности, которые мало меняются с возрастом. (А некоторые утверждают, что совсем не меняются!) Сколько таких черт, вопрос другой, одни говорят - много, другие - мало, что почти все прививается и изменяется. Наши детские психологи ограничиваются выделением типов темпе­рамента и делят их по старым гиппократовским кано­нам, подтвержденным И. П. Павловым. Вот эти типы.

Холерики - тип сильный возбудимый, безудерж­ный - способны на высокое напряжение, однако не длительное, оно сопровождается отдыхом и упадком духа. Оптимизм и УДК - не высоки.

Сангвиники - сильный уравновешенный тип - ха­рактеризуются умеренным напряжением, но с быстрым переключением деятельности, оптимисты.

Флегматики - сильный тормозной тип - спо­собны на длительное устойчивое средней силы напря­жение, не требуют большого отдыха.

Меланхолики- слабый тормозной тип - не способ­ны ни на сильное, ни на длительное напряжение, пес­симисты.

Ярко выраженных типов мало, обычно черты харак­тера - сила и длительность напряжений, оптимизм­, пессимизм, а следовательно, и преимущественные эмо­ции - сочетаются в разных пропорциях.

Развитие интеллекта является главным условием формирования личности ребенка. Здесь, как нигде, сказывается значение опережающей тpeниpовки, стимулирующей созревание нервных структур коры моз­га. В то же время здесь проявляется строгая после­довательность наращивания знаний и опыта. Бессмыс­ленно и вредно излишне форсировать обучение.

В психологическом портрете очень важно опреде­ление уровня интеллекта. При­веду основные вехи, характеризующие развитие ребен­ка до ceми лет, в разных аспектах его личности.

16 недель: улыбается взрослым в ответ на привет­ствия. Громко смеется. По приготовлениям предвидит питание. Может cидeть 10-15 минут в подушках.

28 недель: садится быстро, тянется на руки,  стоит с помощью взрослых. Схватывает вещи, перекладыва­ет из одной руки в другую. Произносит много глас­ных звуков.

9 месяцев: ползает на руках и коленях, стоит, ходит,  держась за предметы или за руку взрослого. Иг­рает с предметами. Может произносить несколько слов - «мама», «баба» или дpyгиe.

1 год. Начинает ходить самостоятельно. Взбирается на ступеньки ползком. Самостоятельно ест густую кашу. Немного помогает в процессе одевания. Пас­сивно знает довольно много слов и выполняет простейшие инструкции: на вопрос «где?» отыскивает знако­мые предметы  делает «ладушки». Произносит до 10 слов. Пользуется  игрушками в соответствии с их на­значением: катает мяч, вкладывает в коробку мелкие вещи, нанизывает кольца на стержень. Способен смот­реть простенькие рисунки и узнавать.

1,5 года. Хорошо ходит, хотя часто падает. Поднимается по лестнице, держась за руку. Карабкается на стул. Сидит на стуле. Частично одевается. Самостоятельно ест. Рассматривает картинки слушает чтение. Понимает несложные сюжеты. Знает два цвета, различает большой и маленький, шар и кубик. Произносит 30-40 и больше слов, составляет двухсловные предложения. Начинает подражать отдельным действиям взрослых и детей. Просится на горшок в дневное время.

2 года. Ходит вверх и вниз по лестнице с помощью, свободно влезает на стул. Хорошо ест ложкой. Пере­ворачивает страницы. Различают три цвета, размеры: большой, малый, средний. Пассивный запас слов боль­шой - несколько сот. Понимает рассказ без показа рисунков или предметов. Активный запас слов-до 300. Активно обращается к взрослым, задает вопросы. Легко повторяет фразы, начинает употреблять прилагательные и местоимения. Воспроизводит сюжетные постройки.

2,5 года. Свободно ходит по лестнице, без помощи. Может ездить на трехколесном велосипеде, пользу­ясь педалями. Ест самостоятельно. Может надевать обувь, не умея завязывать шнурки и застегивать пуго­вицы, сам одевается. По образцам подбирает основ­ные геометрические формы и предметы четырех цве­тов. Речь может быть очень богатой: говорит много­словные предложения, задает вопросы нескольких ти­пов (где? куда? что это?). Знает несколько стихов и пе­сен. С удовольствием слушает чтение (знает любимые книги). Игры приобретают сюжетный характер, состо­ят из нескольких последовательных действий, которые могут заранее планироваться.

3 года. Бег, подвижные игры, «танцы». Тонкие дви­жения: одевается, застегивается, завязывает шнурки, держит карандаш. Свободно пользуется речью. Понимает будущее и прошедшее время, довольно сложные рассказы. Произносит все звуки, кроме, возможно, «р», «л» и шипящих. Задает вопросы типа «зачем?», «когда?». Появляются обобщенные понятия типа  «одежда», «посуда», «мебель». Начинает рисовать палочки, кружочки, лепить. Появляются элементы прогнозирования и воображения. Игры становятся более сложными.  Устанавливаются взаимоотношения с деть­ми и проявляются потребности в лидерстве, в само­утверждении. Закладываются простейшие убежде­ния «хорошо - плохо».

4 года. Развитие двигательной сферы: навыки умываться и вытираться, чистить зубы, полностью оде­ваться и раздеваться, прыгать на одной ноге, играть в подвижные игры, делать упражнения. Совершен­ствование в рисовании человечков, зверей из кружоч­ков и линий. Дальнейшее усложнение речи: свобод­ная ориентировка во времени и пространстве, в цве­тах и формах предметов. Знает свое имя, фамилию, адрес, возраст. Расширяются коллективные игры с подражанием взрослым, с выполнением ролей. Вы­являются любимые занятия. Становится доступен со­циальным навыкам: здороваться, благодарить, быть вежливым со взрослыми. Появляются сложные обо­значения чувств, а, следовательно, и осознание их. Со­вершенствуются «убеждения» - понятия долга, со­вести, вины расширяются, распространяясь на более сложные ситуации, чем элементарные поступки. Спо­собен сосредоточиться на определенном занятии 10­-15 минут.

5 лет. Двигательная сфера совершенствуется в сто­рону тонких движений. Способен ко многим домаш­ним трудовым операциям. Усложняются рисунки, правда, разной степени. У мальчиков появляется инте­рес к простейшим конструкторам, девочки начинают шить. Строят по собственному замыслу сооружения из песка и кубиков. Речь достигает грамматической пра­вильности, хотя у некоторых детей возможны отста­вания. Доступны произношению все звуки и сочетания. Строятся сложные распространенные предложения во всех временах, но только автоматически, не по задан­ию. Проявляется интерес к незнакомым словам. Усложняются представления о причинах и следствиях. Способен к восприятию знаний, чтения, счета, к со­средоточению внимания до 20 минут. Расширяется социализация: научается подчинять свои желания требованиям окружающих. Появляются желание помочь ­взрослым и чувство ответственности. Наблюдаются зачатки эстетического чувства, любви к природе и юмора. Усложняются чувства и убеждения. Форми­руются притязания и устанавливается понятие о сво­ем положении в иерархии детей.

6 лет. Объем двигательных навыков зависит от обу­чения. Рисунки, лепка, конструкции, сооружения мо­гут быть довольно сложными. Речь тесно связана с объемом знаний. Способен к обучению в школе.

Если ребенок развивается в детском коллективе, то он уже достаточно «социализирован»: знает, как нужно себя вести, свою роль и возможности. Харак­терны игры по правилам, со строгим соблюдением справедливости. В целом личность ребенка уже выяви­лась.

Отставания психического развития ребенка мо­гут проявиться в различных сферах личности: в овла­дении движениями, простыми и сложными навыка­ми, в понимании речи и в активном пользовании ею, в развитии чувств, в социализации и в убеждениях. Не следует пугаться, когда отстает какая-нибудь одна функция, например, ребенок плохо говорит, но хоро­шо понимает речь. Если запаздывает сразу несколько функций, причем заметно, на 1-2 года, это уже тре­вожно и нужно обращаться к врачу. Чаще всего это является результатом недостаточного внимания и ин­дивидуальных занятий, например, когда ребенок дли­тельно содержится в круглосуточных яслях. Любое общее отставание требует своевременной коррек­ции специальными занятиями. Консультировать в этом должен бы специалист по детской психологии, но, к со­жалению, у нас их очень мало. Во всяком случае роди­тели не должны проявлять беспечность по части отста­вания в развитии своего ребенка: без внимания и без занятий он не «перерастет», будет плохо учиться, и его шансы на счастье значительно уменьшатся.

Советские детские психологи отмечают цикличность в развитии детей, и приводят временные показатели «возрастных кризисов». Поэтому не стоит впадать в панику, когда 3-5 летний ребенок показывает признаки строптивости или лени. Пройдет «плохой» период и его поведение улучшится. Также не стоит пытаться во что бы то ни стало переделывать тип психики, присущей ребенку от рождения. Как говорят американские психологи, нужно его «распознать, понять и принять», с тем чтобы сгладить те черты, которые могут помешать будущему счастью. Не из любого ребенка можно вылепить личность по любому образцу, который понравился. Человек воспитуем, но в границах, и если за них переходить, то это уменьшит количество его счастья.

 

 

 

Подготовил воспитатель Васильева Н.И.,

Используемая литература: Н.М.Амосов «Страна детства».

20 марта 2013 в 12:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.