МБДОУ Детский сад №4 "Ласточка"; г. Гуково
|
Консультация для родителей" Психологический портрет ребенка"Консультация для родителей «Психологический портрет ребенка»
Большие врожденные различия ребятишек требуют особого подхода к каждому. Однако знать, что они разные, недостаточно. Требуется определить и выразить различия, если уж не числом, то хотя бы качественно, словом. С тех пор как люди научились наблюдать и записывать, существуют попытки выделять «черты и типы» людей. Человек столь сложен и многолик, а взгляды ученых столь различны, что общепринятой классификации так и не получилось. Невозможно втиснуть в схему все разнообразие проявлений личности, а что считать важным, что второстепенным, об этом у каждого ученого и наблюдателя свое мнение. Раз так, имеют ли смысл попытки классифицировать психику детей? Пока они совсем малы, трудно рассмотреть «тип» или «черты», с возрастом они могут измениться по мере созревания потребностей и их реализации. Все-таки больше пользы находить в психике ребенка характерные черты. Полезно уже знание этих черт, оно настраивает на изучение «объекта», без которого нет управления. Воспитание - это и есть управление развитием ребенка, чтобы переводить его из исходного состояния в желаемое. Ученые-психологи не расходятся в одном, что существуют врожденные черты личности, которые мало меняются с возрастом. (А некоторые утверждают, что совсем не меняются!) Сколько таких черт, вопрос другой, одни говорят - много, другие - мало, что почти все прививается и изменяется. Наши детские психологи ограничиваются выделением типов темперамента и делят их по старым гиппократовским канонам, подтвержденным И. П. Павловым. Вот эти типы. Холерики - тип сильный возбудимый, безудержный - способны на высокое напряжение, однако не длительное, оно сопровождается отдыхом и упадком духа. Оптимизм и УДК - не высоки. Сангвиники - сильный уравновешенный тип - характеризуются умеренным напряжением, но с быстрым переключением деятельности, оптимисты. Флегматики - сильный тормозной тип - способны на длительное устойчивое средней силы напряжение, не требуют большого отдыха. Меланхолики- слабый тормозной тип - не способны ни на сильное, ни на длительное напряжение, пессимисты. Ярко выраженных типов мало, обычно черты характера - сила и длительность напряжений, оптимизм, пессимизм, а следовательно, и преимущественные эмоции - сочетаются в разных пропорциях. Развитие интеллекта является главным условием формирования личности ребенка. Здесь, как нигде, сказывается значение опережающей тpeниpовки, стимулирующей созревание нервных структур коры мозга. В то же время здесь проявляется строгая последовательность наращивания знаний и опыта. Бессмысленно и вредно излишне форсировать обучение. В психологическом портрете очень важно определение уровня интеллекта. Приведу основные вехи, характеризующие развитие ребенка до ceми лет, в разных аспектах его личности. 16 недель: улыбается взрослым в ответ на приветствия. Громко смеется. По приготовлениям предвидит питание. Может cидeть 10-15 минут в подушках. 28 недель: садится быстро, тянется на руки, стоит с помощью взрослых. Схватывает вещи, перекладывает из одной руки в другую. Произносит много гласных звуков. 9 месяцев: ползает на руках и коленях, стоит, ходит, держась за предметы или за руку взрослого. Играет с предметами. Может произносить несколько слов - «мама», «баба» или дpyгиe. 1 год. Начинает ходить самостоятельно. Взбирается на ступеньки ползком. Самостоятельно ест густую кашу. Немного помогает в процессе одевания. Пассивно знает довольно много слов и выполняет простейшие инструкции: на вопрос «где?» отыскивает знакомые предметы делает «ладушки». Произносит до 10 слов. Пользуется игрушками в соответствии с их назначением: катает мяч, вкладывает в коробку мелкие вещи, нанизывает кольца на стержень. Способен смотреть простенькие рисунки и узнавать. 1,5 года. Хорошо ходит, хотя часто падает. Поднимается по лестнице, держась за руку. Карабкается на стул. Сидит на стуле. Частично одевается. Самостоятельно ест. Рассматривает картинки слушает чтение. Понимает несложные сюжеты. Знает два цвета, различает большой и маленький, шар и кубик. Произносит 30-40 и больше слов, составляет двухсловные предложения. Начинает подражать отдельным действиям взрослых и детей. Просится на горшок в дневное время. 2 года. Ходит вверх и вниз по лестнице с помощью, свободно влезает на стул. Хорошо ест ложкой. Переворачивает страницы. Различают три цвета, размеры: большой, малый, средний. Пассивный запас слов большой - несколько сот. Понимает рассказ без показа рисунков или предметов. Активный запас слов-до 300. Активно обращается к взрослым, задает вопросы. Легко повторяет фразы, начинает употреблять прилагательные и местоимения. Воспроизводит сюжетные постройки. 2,5 года. Свободно ходит по лестнице, без помощи. Может ездить на трехколесном велосипеде, пользуясь педалями. Ест самостоятельно. Может надевать обувь, не умея завязывать шнурки и застегивать пуговицы, сам одевается. По образцам подбирает основные геометрические формы и предметы четырех цветов. Речь может быть очень богатой: говорит многословные предложения, задает вопросы нескольких типов (где? куда? что это?). Знает несколько стихов и песен. С удовольствием слушает чтение (знает любимые книги). Игры приобретают сюжетный характер, состоят из нескольких последовательных действий, которые могут заранее планироваться. 3 года. Бег, подвижные игры, «танцы». Тонкие движения: одевается, застегивается, завязывает шнурки, держит карандаш. Свободно пользуется речью. Понимает будущее и прошедшее время, довольно сложные рассказы. Произносит все звуки, кроме, возможно, «р», «л» и шипящих. Задает вопросы типа «зачем?», «когда?». Появляются обобщенные понятия типа «одежда», «посуда», «мебель». Начинает рисовать палочки, кружочки, лепить. Появляются элементы прогнозирования и воображения. Игры становятся более сложными. Устанавливаются взаимоотношения с детьми и проявляются потребности в лидерстве, в самоутверждении. Закладываются простейшие убеждения «хорошо - плохо». 4 года. Развитие двигательной сферы: навыки умываться и вытираться, чистить зубы, полностью одеваться и раздеваться, прыгать на одной ноге, играть в подвижные игры, делать упражнения. Совершенствование в рисовании человечков, зверей из кружочков и линий. Дальнейшее усложнение речи: свободная ориентировка во времени и пространстве, в цветах и формах предметов. Знает свое имя, фамилию, адрес, возраст. Расширяются коллективные игры с подражанием взрослым, с выполнением ролей. Выявляются любимые занятия. Становится доступен социальным навыкам: здороваться, благодарить, быть вежливым со взрослыми. Появляются сложные обозначения чувств, а, следовательно, и осознание их. Совершенствуются «убеждения» - понятия долга, совести, вины расширяются, распространяясь на более сложные ситуации, чем элементарные поступки. Способен сосредоточиться на определенном занятии 10-15 минут. 5 лет. Двигательная сфера совершенствуется в сторону тонких движений. Способен ко многим домашним трудовым операциям. Усложняются рисунки, правда, разной степени. У мальчиков появляется интерес к простейшим конструкторам, девочки начинают шить. Строят по собственному замыслу сооружения из песка и кубиков. Речь достигает грамматической правильности, хотя у некоторых детей возможны отставания. Доступны произношению все звуки и сочетания. Строятся сложные распространенные предложения во всех временах, но только автоматически, не по заданию. Проявляется интерес к незнакомым словам. Усложняются представления о причинах и следствиях. Способен к восприятию знаний, чтения, счета, к сосредоточению внимания до 20 минут. Расширяется социализация: научается подчинять свои желания требованиям окружающих. Появляются желание помочь взрослым и чувство ответственности. Наблюдаются зачатки эстетического чувства, любви к природе и юмора. Усложняются чувства и убеждения. Формируются притязания и устанавливается понятие о своем положении в иерархии детей. 6 лет. Объем двигательных навыков зависит от обучения. Рисунки, лепка, конструкции, сооружения могут быть довольно сложными. Речь тесно связана с объемом знаний. Способен к обучению в школе. Если ребенок развивается в детском коллективе, то он уже достаточно «социализирован»: знает, как нужно себя вести, свою роль и возможности. Характерны игры по правилам, со строгим соблюдением справедливости. В целом личность ребенка уже выявилась. Отставания психического развития ребенка могут проявиться в различных сферах личности: в овладении движениями, простыми и сложными навыками, в понимании речи и в активном пользовании ею, в развитии чувств, в социализации и в убеждениях. Не следует пугаться, когда отстает какая-нибудь одна функция, например, ребенок плохо говорит, но хорошо понимает речь. Если запаздывает сразу несколько функций, причем заметно, на 1-2 года, это уже тревожно и нужно обращаться к врачу. Чаще всего это является результатом недостаточного внимания и индивидуальных занятий, например, когда ребенок длительно содержится в круглосуточных яслях. Любое общее отставание требует своевременной коррекции специальными занятиями. Консультировать в этом должен бы специалист по детской психологии, но, к сожалению, у нас их очень мало. Во всяком случае родители не должны проявлять беспечность по части отставания в развитии своего ребенка: без внимания и без занятий он не «перерастет», будет плохо учиться, и его шансы на счастье значительно уменьшатся. Советские детские психологи отмечают цикличность в развитии детей, и приводят временные показатели «возрастных кризисов». Поэтому не стоит впадать в панику, когда 3-5 летний ребенок показывает признаки строптивости или лени. Пройдет «плохой» период и его поведение улучшится. Также не стоит пытаться во что бы то ни стало переделывать тип психики, присущей ребенку от рождения. Как говорят американские психологи, нужно его «распознать, понять и принять», с тем чтобы сгладить те черты, которые могут помешать будущему счастью. Не из любого ребенка можно вылепить личность по любому образцу, который понравился. Человек воспитуем, но в границах, и если за них переходить, то это уменьшит количество его счастья.
Подготовил воспитатель Васильева Н.И., Используемая литература: Н.М.Амосов «Страна детства». 20 марта 2013 в 12:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.